• 13-мар-2016, 13:20

Домик, машинка и солнышко или Почему наши дети не умеют рисовать

Домик, машинка и солнышко или Почему наши дети не умеют рисовать

Итак, довольно обычная история. Ребенок 2 лет и мама, решившая "позаниматься" со своим чадом. На столе карандаши и бумага. Ребенок берет карандаш, начинает что-то чирикать, потихоньку появляются заветные "каляки-маляки" и улыбка на лице... Но, нет... Какие каляки! Мама же села ЗАНИМАТЬСЯ! Давайка-ка, дружок, смотри сюда – вот, так надо рисовать: квадратик, треугольник – вот, уже домик. Труба и даже дымок идет, на небе в уголке солнышко – оп! Какая красота! Мама довольна – картинка очень милая вышла)). Ах, да, ребенок! Все это время он смотрел, как рисует мама и понимал: "Да, я так не умею... Куда мне до такого. Вот мама – это да!" Конечно, можно создать на бумаге такую красоту и "вместе" – это когда вкладывается в руку ребенка карандаш, сверху – рука взрослого и создается некая "картина". Правда, насколько полезен ребенку такой процесс "творения" – большой вопрос. Разве что, совместное время с близким человеком.

К чему это я? Что в итоге получает ребенок от подобных "ЗАНЯТИЙ"?

1. Уверенность в том, что взрослые рисовать умеют, а он нет

2. Как следствие, неуверенность в себе, нежелание что-то делать, так как каляки-маляки не сравнятся с машинкой, которую ребенок пока чисто физически нарисовать не может (а нужно ли ее рисовать – это другой вопрос)

3. Постепенно ребенок учится рисовать пару-тройку шаблонных картинок, которые есть в арсенале родителей.

И все. Часто уже в 3 года к нам приходят дети, которые "рисовать не умеют" и, для которых рисование – это, когда взрослый рядом рисует то, что ребенок попросит.

Ну, разве не грустно? Из этих детей, как и из тысяч других, вырастают взрослые, которые будут уверены в том, что они НЕ умеют рисовать (лепить, создавать что-то). И, которые, скорее всего, будут "учить" своего ребенка теми же способами, что и "учили" их.

"Ну, хорошо", - скажете Вы. "Так, а что же делать? Если я не буду учить ребенка – он же не научиться рисовать этот пресловутый домик, принцессу, зайчика!" Ну, да. Может быть, зайчика вообще никогда не будет в его творческом арсенале, зато будет нечто такое, чего мы и представить себе не можем!

Дорогие родители! Дайте ребенку в руки карандаш, мелок, краски, пластилин, соленое тесто и... оставьте его в покое! Максимум – покажите, как можно рисовать разные линии или отщипывать кусочки от пластилина, катать колбаски и шарики. Ребенку важен сам факт взаимодействия с материалом, цветом, формой. Важно просто оставить след на бумаге в виде бесформенных линий, из которых, в дальнейшем, совершенно точно, начнут получаться удивительные композиции. Важно увидеть разницу в толщине линий, в зависимости от нажима на карандаш. Важно разделить кусочек пластилина на маленькие части, а потом снова собрать в одну – вот вам анализ и синтез!

Ребенку нужно понять, что он МОЖЕТ и УМЕЕТ. И это даже не столько про рисование/лепку/аппликацию, сколько про жизненную позицию. Могу я что-то создавать или нет? Только задумайтесь, насколько это важно! И вспомните, когда в следующий раз захочется взять карандаш из рук ребенка и показать "как надо")).

Если родителям хочется создать какую-то картину или слепить зайчика с морковкой – ПОЖАЛУЙСТА! Найдите свободное время, сядьте сами и начните творить. Погрузитесь в процесс, расслабьтесь. Для ребенка очень полезно видеть, как мама или папа поглощены творчеством. И, малышу самому захочется присоединиться - сесть рядом и на своем листочке создавать свой шедевр. Никто никого не учит – просто получают удовольствие. Это же так важно! В этом-то и есть цель творчества - получать радость от процесса, погрузиться в него, выразить то, что хочется...

Дорогие взрослые! Давайте будем мудрее! Давайте будем учиться у детей находиться в процессе создания, творения. Давайте наблюдать за своим ребенком – и нам откроется нечто гораздо более важное, чем умение или неумение рисовать домик с трубой.



Author


Монтессори-педагог


Екатерина Терентьева


Я профессиональный психолог. Закончила РГПУ им А.И. Герцена, СпбГУ, а также имею международный диплом AMI Assistants to Infancy по подготовке Монтессори-учителей. С детьми мне было интересно всегда. Именно интересно. Они живут чувствами, живут настоящим моментом, живут удивлением, искренностью, радостью и открытиями. Я чувствую детей и очень люблю. В какой-то момент своей жизни я поняла, что мне хочется быть причастной к этой детской жизни, а еще помогать родителю и ребенку лучше понимать друг друга. Я всегда счастлива, когда вижу успехи наших ребят. А вообще мне очень нравится жить по принципу Э.Хэмингуэя: «Я живу жизнью, которая дает мне радость». Моя работа дает мне радость каждый день.


comments powered by HyperComments

Рекомендуемое