• 08-мар-2016, 20:32

«Нет» не только вредно, но и полезно

«Нет» не только вредно, но и полезно
Фото: Josh McGinn

Одна моя знакомая рассказала, как мучительно на протяжении нескольких дней она принимала решение о том, лететь ей или не лететь в Турцию на какую-то там профессиональную выставку. С одной стороны лететь очень хотелось, с другой стороны она совсем недавно вернулась из отпуска без мужа, а тут снова много дней... и деньги... да и семья в общем-то не очень одобряет ее бесконечные желания куда-то лететь одной. Выбор был мучительным, настроение устойчиво плохим и вдруг... Россия запретила полеты в Турцию.

- Я испытала огромное облегчение, когда об этом узнала. Казалось бы, странно, ведь я действительно хотела поехать, это интересная профильная выставка, мне важен профессиональный рост...Но я на самом деле обрадовалась, что мне больше не нужно принимать никакого решения. Все, за меня его уже приняли и мне остается с этим смириться. Я испытала просто космическое счастье!

Общаясь со своими детьми мы очень часто предлагаем им сделать самостоятельный выбор, считая, что таким образом уважаем право их личности на самоопределение. Но... Ужас в том, что у ребенка психика недостаточно зрелая для того, чтобы быть в ситуации выбора даже относительно короткое время. Необходимость делать выбор напрягает все его силы и повышает тревогу. А если решение непосильное, а если ему постоянно делегируется ответственность. Или мама такая тревожная, что просто не в силах сказать "нет" или "нельзя" и систематически вступает с ребенком в какие-то длинные разъяснительные дискуссии: ты понимаешь, ситуация так складывается, что нам придется сейчас отказаться от желания смотреть мультики в моем ноутбуке, потому что мне надо сделать очень важную работу и вообще ноутбук это не совсем игрушка, потому что он дорогой и там очень много очень важной информации и если она пропадет, то... И так бесконечно, каждый день, по несколько раз в день. Зная про мою знакомую, вы теперь легко можете представить себе уровень напряжения, которое испытывает ребенок. А в состоянии тревоги нет полноценного развития, потому что все силы уходят на то, чтобы с этой тревогой справиться.

Именно поэтому для ребенка важны границы: это можно, это нельзя, это нельзя ни при каких обстоятельствах. Определять границы дозволенного должны взрослые руководствуясь принципом разумности. И границы эти должны быть устойчивыми, то есть если нет, то нет и никаких "а аргументируй почему". Аргумент один - потому что я мама. Конечно, дети будут тестировать их на прочность, стараясь время от времени нарушить запреты. Но делать это они будут для того, чтобы проверить и успокоиться, убедившись, что взрослые - это взрослые, они принимают решения и несут за это ответственность. Можно оставаться ребенком и продолжать развиваться!

Так что, дорогие мамочки, когда будете предлагать своему малышу самостоятельно определиться с чем-то, хорошенько подумайте достаточно ли он взрослый, чтобы принимать это решение, справиться ли он с этой ответственностью не в ущерб своему развитию. И если не уверены, то лучше избавьте его от необходимости выбирать. Пусть дорастет и окрепнет. Помните - ребенок, познавший ответственность несвоевременно, может вырасти во взрослого, который от этой ответственности будет бегать со скоростью Электроника.



Author


Врач-педиатр, психотерапевт


Элла Косарева


Я врач-педиатр, психотерапевт. Мне 42 года, я мама 16-летней дочери, окончила педиатрический факультет Кубанской государственной медицинской академии (теперь это университет), специализация - психиатрия. Сегодня я - слушатель Института Психологии и Психоанализа на Чистых Прудах (г.Москва), слушаю лекции метров французского психоанализа, нахожусь в личном анализе, работаю психотерапевтом в Клинике Глазуновой, где занимаюсь индивидуальной и групповой психотерапией беременных и мам с детками в возрасте от 0 до 5 лет.


comments powered by HyperComments

Рекомендуемое