• 23-апр-2016, 19:43

Такие непонятные, но нужные детские чувства: как помочь их пережить

 Такие непонятные, но нужные детские чувства: как помочь их пережить

Если вы родитель, то, наверное, согласитесь, что очень часто нам абсолютно не понятно, почему ребенок злится, почему он плачет или грустит. Его детские чувства не только кажутся нам странными в тот или иной момент, но иногда и просто неуместными.

Что же такое детские чувства?

Не будем вдаваться в медицинскую терминологию, а только отметим, что чувства помогают нам понимать наши потребности. Так почему же мы не можем воспользоваться их помощью и в отношениях с нашими детьми? И сделать это вовремя?

Часто, общаясь с ребенком, мы произносим: «Да чего ты боишься? Это не страшно!», «Не плачь, оно того не стоит!». Что мы несем этими фразами малышу, который своим страхом или плачем что-то хочет нам сказать? Мы несем запрет, подавление чувств. А если ребенку нельзя испытывать чувства, то они уходят вглубь его психики, но, что важно, не исчезают. Они перерабатываются в другие виды.

Чувства – это большая энергия. Если ребенок будет их подавлять, то потеряет много сил на это. Он может стать апатичным. «Витает в облаках», – мы часто слышим про таких детей.

Если ребенку запрещать выражать свои чувства, то они становятся для него «неудобными». Он не знает, как себя с ними вести.

Как правило, родители запрещают те чувства, которые не проживают и не хотят испытывать сами. Это происходит бессознательно.

С какими же детскими чувствами мы сталкиваемся чаще всего?

Злость
Это очень большая энергия. Если ее не подавлять, то она позволит добиться цели, быть конкурентоспособным, отстоять свои интересы. Ребенку нужно разрешать злиться. Его эмоцию важно каждый раз называть по имени, чтобы он чувствовал участие родителей в его проблеме. Например, можно сказать: «Я понимаю (вижу), что ты злишься». Однако злости нужно установить границы, иначе ребенок станет беспокойным, тревожным, неуправляемым. Выражая свою сопричастность к его проблеме, мы должны выслушать его, дать ему выговориться. Но последнее слово остается за взрослыми. «Я тебя понимаю, но игрушку не куплю».

Важно определить с ребенком способы выражения злости. Пусть он может повысить голос, топнуть ногой. Нужно поощрять поведение, которое использует ребенок, если оно происходит в рамках, разрешенных в семье. Для кого-то нормально обзываться, для кого-то - нет. Каждая сторона в семье должна определить и отстаивать свои границы. Возможен риск напряженности в отношениях, но родителям надо через это пройти. С детьми надо постоянно договариваться.

Надо научить ребенка видеть свою злость и управлять ею. Если ребенок не умеет отстаивать свои границы, то его часто будут обижать сверстники. Во взрослой жизни такой человек будет застенчив или, наоборот, агрессивен и не будет воспринимать критику. Часто дети с подавленной злостью имеют психосоматику. У них болит голова, возникают заболевания горла и т. п.

Случается, что если ребенка обижают сверстники, родители хотят перевести его в другой детский сад или школу. Это не решение проблемы, а ее избегание. Так мы закладываем ребенку мотивацию «ухода от проблемы». «Что бы ни случилось, я могу в этом просто не участвовать», - будет думать взрослый человек с подавленной злостью в детстве.

Как бороться с негативной энергией? Можно что-то сломать, разорвать. Можно бить грушу, подушку, подразумевая при этом кого-то конкретного. Игры в войну, страшные истории и рисунки также помогают пережить агрессию. Все вышеуказанные способы допустимы. Если же ребенок грызет ногти, рвет на себе волосы, нужно его остановить. Таким образом его подавленная злость переходит в аутоагрессию.

Страх
Это защитная реакция организма, данная человеку от рождения. Подавленный страх может перейти в фобию.

Ребенок в определенном возрасте имеет набор страхов, которые он должен пережить и прожить. Если таких «нормальных» страхов нет, то родителям стоит насторожиться.

Первый страх ребенок приобретает при проходе через родовые пути матери. Защитная реакция закладывается именно в этот момент. Обратите внимание, что дети, рожденные при помощи кесарева сечения, часто отличаются особой бесстрашностью от детей, появившихся на свет при естественных родах.

Новорожденный имеет страх пространства, новой обстановки, громких звуков и яркого света. Со временем у малыша появляется и прогрессирует страх потерять маму.

В возрасте от 1 до 3 лет появляется страх темноты, злых сказочных персонажей или выдуманных героев и привидений. Дети могут бояться медицинского персонала, своих старших братьев или сестер. Боязнь наказания тоже появляется в этот период.

В 3-5 лет дети испытывают страх потерять маму. Это период их первого отделения от родителей. Кто-то боится мыть голову или имеет страх покакать.

В 5-7 лет ребенок начинает требовать свое личное пространство. Страх наказания увеличивается.

В 7-11 лет появляется страх перед школой. Дети боятся отличаться от сверстников, быть в коллективе или стать отличником.

В переходном возрасте количество страхов растет. Они могут быть самые разнообразные. От страха изменений в своем теле до страха смерти.

Родители часто упрекают детей за страхи. «Стыдно бояться!». «Не бойся! Ты же мальчик. Ты уже взрослый». Ребенку нужно позволять переживать!

Большинство из страхов – это внушаемые страхи. Мы сами пугаем ребенка историями про Бабайку и Бабу-ягу. Детская фантазия помогает страхам развиться.

Причиной страхов может быть и конкретный случай. Напугала собака или сделали неудачно прививку в поликлинике. Если в семье есть конфликты, ребенок начинает винить себя в этом. У него появляется страх самовыражения. Он боится сказать или сделать что-то не то. Часто страх бессознательно передается ребенку от родителей, которые, имея повышенную тревожность, боятся за свое чадо всегда и везде.

Ребенку нужно помочь преодолеть страх. Обратите внимание на его поведение. Не оставляйте его одного, когда он чего-то боится. Не запугивайте ребенка еще больше и не наказывайте его за страх. Можно попросить ребенка описать страх, нарисовать его. Лучше посидеть с малышом, если он боится темноты, оставить в комнате свет, почитать терапевтическую сказку. Любым осознанным способом нужно помочь ребенку пережить страх. Если, например, ребенок в темноте видит чудовищ, нужно спросить, на кого они похожи, что они сделают. В ответе могут быть скрытые желания ребенка, его переживания. Проговаривайте с детьми их страхи!

Почти все страхи - от страха смерти. Ребенку в 6 лет уже можно говорить о смерти. Не надо вдаваться в подробности, но дать понять, что всё имеет свой конец, необходимо. Можно привести пример из мира животных. Умерла кошка, черепашка и т. п. В случае смерти близкого человека ребенку надо об этом рассказать, можно взять его на похороны.

Горевание
Это реакция на потерю. Это слезы, грусть, печаль. Если ребенку грустно, важная ошибка большинства взрослых – начать его веселить. Не делайте этого! Грусть надо пережить. Во взрослой жизни мы часто сталкиваемся с людьми, которые не знают чего хотят или вовсе ничего не хотят. Если человек ничего не хочет, это значит, что он остался в той точке, где у него случилась потеря, но он в тот момент не прожил свое горе.

Ребенка в таком состоянии можно оставить наедине с собой или дать ему возможность высказаться. Он сам определит, что ему в этот момент нужнее.

Как помочь ребенку пережить детские чувства. Два золотых правила:

1. Называйте чувства по имени. «Я вижу, что ты злишься». «Что ты чувствуешь? Расскажи». «Почему ты грустишь?».

2. Сами проявляйте чувства. «Я сейчас злюсь на тебя». «Я злюсь, потому что ты не убрал игрушки». Важно говорить о себе, а не винить ребенка за его негативную эмоцию. Родителям нужно проявлять чувства между собой. Если ребенок не наблюдает эмоции разного вида, то он не сможет их испытывать сам. Он будет «дорабатывать» их за родителей. Например, в семье не ругаются, но отношения напряженные, ребенок чувствует и начинает сквернословить.

Запомните, чувства важно испытывать здесь и сейчас. Дайте своему ребенку возможность пережить негативные эмоции, сказать «нет», расплакаться, хлопнуть дверью или топнуть ногой. Но не забывайте объяснить ему, что это временно и в определенных границах, о которых вы заранее договорились.

У чувств есть стадии от рождения до смерти. Важно не мешать ребенку прожить их все. Имея возможность испытать все чувства в детстве, ребенок вырастет успешным человеком.

Фото: Татьяна Тимофеева-Добровольская



Author


Юрист-педагог-маркетолог-мама


Наталья Аниканова


Удивительная женщина, мама двух сыновей, с тремя высшими образованиями: педагогическим, юридическим и рекламным. Перфекционистка настолько, что все три диплома были красными. До появления второго сына была руководителем направления в крупной фирме. А сейчас, в декрете, решила использовать все знания по полной и делиться с родителями своими мыслями о воспитании и педагогике.


comments powered by HyperComments

Рекомендуемое