• 14-апр-2016, 23:37

До трех лет технологиям нет!

До трех лет технологиям нет!

Сейчас уже невозможно себе представить жизнь без всевозможных технических средств. Телевизор, телефон, планшет, ноутбук стали уже даже не обязательным приложением, а просто продолжением современного человека. Попробуйте отправиться в город по делам оставив дома свой любимый айфон. А в другой город…на несколько дней… Или представьте себе, что вы пришли домой, а там нет света, авария на подстанции. Когда будет? Не известно! Сегодня точно нет, не факт, что и завтра. Сгорела подстанция, вся, совсем, строим новую… Представили, вспомнили ощущения, да? Раздражение до степени ярости (особенно в ситуации со светом), потом тревога у некоторых переходящая в панику, потом растерянность или опустошение. Да, мы принимаем новую реальность, но с трудом, потому что жизнь теперь не может быть прежней и мы силимся все вернуть назад, мы хотим чтобы все стало как прежде.

Не удивительно, что в истории такой тотальной зависимости взрослых от технических средств дети тоже охвачены технологиями. Причем с самого раннего возраста. Ситуация, когда двухлетка на глазах изумленной бабушки ловко орудуя кнопочками на сенсорном экране за считанные секунды находит игру, видео или мультфильм, становится повседневной. «Ну, надо же! – восклицает бабушка. А я все никак не научусь смс отправлять!» А ведь еще некоторые мамы, а бабушки то уж точно все, помнят те времена, когда из технических средств был один телевизор с двумя телевизионными каналами и эфиром с 6:00 до 24:00. Телепрограмму на новую неделю ждали с нетерпением и в ней скорее отмечали кружочком мультфильмы (ого! в субботу мультики будут идти 20 минут!!!), детские передачи и самое главное удовольствие советского школьника - «В гостях у сказки», в которой показывали фильмы-сказки или полнометражные мультфильмы, то есть удовольствие не на 10 минут, а на законные полтора часа. Но это несколько раз в неделю, хорошо, если в общей сложности набегало пару часов.

А что сейчас? А сейчас круглосуточное телевизионное вещание, детские телевизионные каналы и не детские, кстати, тоже и благодаря интернету и гаджетам доступ к любому видеоконтенту из любой точки пространства в любую минуту времени. И это необыкновенно удобно, потому что какой бы не была официальная версия мамы, единственная причина, по которой ребенку дают в руки телефон, планшет или включают телевизор, - желание переключить его внимание с себя на мелькающую картинку, а еще хорошо бы хоть на какое-то время зафиксировать его в пространстве, чтоб не нужно было думать о том, куда он полез, что делает, опасно ли это для него или для окружающей среды.

Ребенок - существо беспокойное и чрезвычайно хлопотное, особенно ребенок маленький. Ему интересно окружающий мир исследовать, все трогать, все двигать, познавать границы себя и своих возможностей и никак ему не объяснишь один раз и навсегда что можно, а что нельзя. Он так не работает. И, конечно, мамы очень устают, а тут на выручку приходит спасительный гаджет, в котором деточка может залипнуть надолго. И вот оно счастье – в доме тишина, потомок обездвижен, мама свободна и может заняться чем-то, что не ребенок. Где-то в глубине души она, конечно, подозревает, что делает что-то не очень правильное, что лучше бы доченька или сынок не находились в такой зависимости от этих мелькающих на экране образов. Но, с другой стороны, век технологий же, куда без них. Дети индиго, раннее развитие, растим гения… И мамы спрашивают: а какие мультфильмы показывать, чтобы ребенок всесторонне развивался, чтобы шагал в ногу со временем. И тут, дорогие мамы, у меня для вас плохая новость - Всемирная организация здравоохранения определила возраст от 0 до 3 лет, как возраст, в котором не должно быть никаких гаджетов. Еще раз – НИКАКИХ, то есть от слова совсем и тому есть объективные причины.

В психологии развития существует такое понятие, как ведущий вид деятельности. Это деятельность, посредством которой ребенок познает мир в его разнообразии, в процессе которой происходит его развитие, то самое всестороннее, о котором грезят родители. Так вот в возрасте от 0 до 3 лет ведущим видом является предметно-манипулятивная деятельность - ребенок все трогает руками, тянет в рот, прикладывает, вкладывает, вставляет, ломает и крушит. Он узнает форму предметов, их размер, объем, фактуру, он учится их соотносить и сравнивать. Хватая все, что попадается под руку, удерживая схваченное, ребенок развивает мелкую моторику и… внимание!... учится говорить. Да, вы не ослышались, собирая пирамидку и разбирая на запчасти машинку, ребенок учится говорить, потому что центры речи и мелкой моторики в головном мозге находятся рядом и очень тесно между собой связаны. Усаживая малыша возле телевизора или давая ему в руки планшет вы отбираете у него объемный мир, а в этом возрасте восприятие возможно только через действие, их нельзя разделить. Ребенок, который смотрит в экран, не действует и, значит, не развивается. Это неприятная правда, но о ней нужно знать. И уж если вы отвлекаете ребенка от реальной жизни технологиями, чтобы выкроить время для отдыха или домашних дел, то хотя бы не обманывайте себя рассказами о необыкновенной полезности развивающих программ для малышей. Ничего полезнее движения, спонтанной игры и общения для ребенка нет и задача родителей сделать так, чтобы этого у малыша было в разы больше, чем мультиков и «полезных» игр в планшете.

Фото: JL!



Author


Врач-педиатр, психотерапевт


Элла Косарева


Я врач-педиатр, психотерапевт. Мне 42 года, я мама 16-летней дочери, окончила педиатрический факультет Кубанской государственной медицинской академии (теперь это университет), специализация - психиатрия. Сегодня я - слушатель Института Психологии и Психоанализа на Чистых Прудах (г.Москва), слушаю лекции метров французского психоанализа, нахожусь в личном анализе, работаю психотерапевтом в Клинике Глазуновой, где занимаюсь индивидуальной и групповой психотерапией беременных и мам с детками в возрасте от 0 до 5 лет.


comments powered by HyperComments

Рекомендуемое