• 16-май-2016, 16:04

Логопед-дефектолог Анна Мартемьянова: "Заниматься речью ребенка необходимо с самого рождения"

Логопед-дефектолог Анна Мартемьянова: "Заниматься речью ребенка необходимо с самого рождения"

Сегодня у нас в гостях практикующий логопед-дефектолог Мартемьянова Анна Сергеевна.
Анна закончила Институт Педагогики и Психологии (КГУ) в 2010 году. Работает с детьми разного возраста. Имеет свой частный кабинет на ул.Калинина, д.13/58, а также работает в частном детском саду.



- Анна, почему вы выбрали именно эту профессию? Это призвание с детства или просто любовь к детям и желание им помочь быть услышанными и понятыми? Ведь, как мы понимаем, именно сложность в речи малышей приводит их с родителями к вам. Или это не основная цель вашей деятельности?
- К этой професии я шла "долгой дорогой". Еще в детстве проявлялись небольшие задатки педагога (очень уж мне нравилось играть с младшей сестрой " в школу", где в роли педагога, конечно выступала я). Но, закончив школу, почему то решила, что техническая специальность мне подойдет больше. И в 2000 году я поступила в Политехнический институт на факультет "Сети связи и системы коммутации", и первая специальность звучала так: "Техник электросвязи". Возможно это было просто веяние моды, в то время эта область очень стремительно развивалась.

Но по окончании института, я поняла, что все-таки это не мое. А хотелось найти что-то более близкое. И начались поиски... Эти поиски привели меня в Институт педагогики и психологии на факультет Дефектологии. В 2010 году я получила диплом. Еще в институте, проходя практику в детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи, я поняла, что это то, чем мне интересно заниматься.


- С детками какого возраста сложнее работать? И почему?
- Каждый возраст сложен и интересен по-своему. Я работаю с детками, начиная с 2х летнего возраста. С такими малышами, конечно, работать не легко: необходимо найти контакт с ребенком, привлечь его внимание, научить слушать и слышать. Это кропотливый труд.

С детками постарше (4-5 лет) тоже есть свои сложности, у них уже есть на все свое мнение, есть свои привычки. А если этот ребенок до 4х-5ти лет не говорил и все свои желания, мысли и эмоции выражал только посредством нескольких слов, а если его не понимали (а его с каждым днем понимали все меньше и меньше), то посредством слез и истерик; тут, конечно, работа очень сложная и долгая.

Всегда очень важно, чтобы родители были терпеливы и не поддавались на манипуляции ребенка. Неговорящие дети очень умело манипулируют взрослыми!


- Как родители могут помочь ребенку дома? Какие упражнения вы можете посоветовать для малыша, который только начинает говорить.
- Родители играют очень важную роль в становлении речи ребенка. Заниматься речью ребенка необходимо с самого рождения.

Всегда разговаривайте с малышом, проговаривайте каждое действие: переодевание, купание, кормление. Например, если ребенок заплакал: "Давай посмотрим, что тебе не нравится, почему ты плачешь". Необходимо, чтобы малыш видел мимику взрослого, который с ним разговаривает, это поможет в дальнейшем быстрее освоить произнесение тех или иных звуков. Необходимо развивать мелкую моторику рук. Это всем нам известные потешки и пальчиковые игры, такие как "Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока" и т.д. Можно делать массаж пальчиков. С детками постарше можно играть в игры с крупами, например, в одну чашечку насыпать горох и фасоль и дать задание ребенку отделить фасолинки от гороха. Если Вы любите печь, то пригласите с собой ребенка, он с удовольствием поможет Вам помесить тесто или слепить из него что-нибудь. Научите своего ребенка завязывать и развязывать шнурки, это очень хороший тренажер для развития мелкой моторики. Ну и конечно, не забывать развивать внимание, память и мышление. Без этих составляющих наша речь не может быть полноценной, ведь все взаимосвязано.


- Когда родителю стоит забеспокоится и понять, что нужно обратиться к специалисту?
- Родителям вообще необходимо быть внимательными и адекватно оценивать развитие своего ребенка. Очень часто я сталкиваюсь с тем, что ребенку, например, уже почти три года, а он говорит только несколько слов (или вообще не говорит), и родителей это никак не волнует. А когда окружающие им говорят, что стоит обратить внимание на проблему, - они воспринимают все, как личную обиду.

Я считаю, что беспокоиться стоит, если ребенок к 2м годам, не говорит простые фразы, например, " Мама дай пить", "Ляля упала" и т.д. Он может не выговаривать слова полностью ("Мама да ить"), но фраза должна быть. Если к двум годам нет фразы, то стоит обратиться к специалисту. Проблема может быть очень серьезной, и чем раньше начать коррекционную работу, тем лучше.

Иногда родители говорят: "Да у нас и папа, и дядя до трех лет молчали, а потом разговорились". Да, возможно ребенок заговорит к трем или четырем годам, но как? И какие проблемы могут возникнуть в школе? Ведь, по статистике, 90% детей, которые начали говорить поздно, имеют в школе большие проблемы с письмом и чтением (Дисграфия и Дислексия). Так зачем же рисковать, если можно решить проблему в раннем возрасте?

Если родители заметили, что к 4,5-5 годам ребенок не выговаривает один или несколько звуков, то тоже необходимо обратиться к логопеду. Особенно, если нарушено произнесение нескольких групп звуков, речь смазана, повышена саливация (слюноотделение - прим.ред).

В общем, если подвести итог, то я советую первый раз обратиться к логопеду в 1,7-2 года. Особенно, если в анамнезе беременности и родов были осложнения. Ранняя диагностика поможет избежать больших проблем в будущем!


- Какие методы вы используете в своей работе? Что самое эффективное, как показывает практика?
Есть, конечно, определенные методики работы с детьми при том или ином нарушении речи. Методики работающие, приносящие хороший результат. Но тут надо понимать, что каждый ребенок индивидуален и не всегда одна и та же методика при одинаковом диагнозе работает одинаково. Поэтому каждый раз идет модернизация уже имеющейся методики работы. Это я говорю, конечно, о более сложных случаях, когда в диагнозе есть неврологический статус. Т.е. это, если ребенок не просто не выговаривает тот или иной звук, а, например, вообще не говорит.

И надо понимать, что один логопед с проблемой не справится, так же как и родители в одиночку вряд ли смогут решить проблему. Важен тандем родителей, медиков и логопеда. И важно, не останавливаться на пол пути.
Логопед-дефектолог Анна Мартемьянова: "Заниматься речью ребенка необходимо с самого рождения" Логопед-дефектолог Анна Мартемьянова: "Заниматься речью ребенка необходимо с самого рождения"


- Влияет ли присутствие дома старших братьев, сестер на становление речи ребенка? Часто родители сталкиваются с проблемой сюсюканья с малышом бабушками.
- Я считаю, что если бабушки, дедушки, братья, сестры активно общаются друг с другом, то это хорошо. Дома должна быть разговорная среда! Сейчас в наш век технологий, на самом деле, это большая проблема. Люди стали разговаривать друг с другом меньше, в основном "сидят" в интернете, смотрят телевизор или шлют друг другу короткие сообщения по смартфонам, а ребенку включают мультики, чтобы не мешал отдыхать. Так что лучше пусть бабушки сюсюкают... (улыбается).

Но есть еще одна проблема: очень часто заботливые бабушки и дедушки пытаются научить своих любимых внуков произносить тот или иной звук. И часто это делают неправильно и не в том возрасте. В итоге, потом логопеду приходится исправлять неправильно поставленные звуки (например, горловое Р), а это порой бывает сложнее, чем поставить отсутствующий звук.

Логопед-дефектолог Анна Мартемьянова: "Заниматься речью ребенка необходимо с самого рождения" Логопед-дефектолог Анна Мартемьянова: "Заниматься речью ребенка необходимо с самого рождения" Логопед-дефектолог Анна Мартемьянова: "Заниматься речью ребенка необходимо с самого рождения"

- Эффективна ли животная терапия для детей с дефектами речи? Могут ли они действительно успокоить и помочь?
- Я считаю, что любые положительные эмоции очень хорошо влияют на развитие речи, да и вообще на развитие ребенка. Поэтому, если общение ребенка с животными приносит ему радость, то почему нет. В моей работе я иногда советую посещение, например, контактного зоопарка. Но важно, не просто посетить такой зоопарк, но и потом поговорить об этом. Малышу очень захочется рассказать кому-нибудь о том, что видел и что делал. Это очень стимулирует активную речь.


- Сталкивались ли вы с тяжелыми случаями в своей практике и удавалось ли помочь? И что вы чувствуете каждый раз, когда понимаете, что проблема у ребенка ушла?
- К сожалению, сейчас детей с тяжелыми нарушениями речи очень много. В моей практике был ребенок, от которого отказались несколько логопедов, к которым обращались родители. Почему-то они посчитали, что ребенок не обучаем. Мы начали с ним работать, начали восстанавливать речь и понимание речи по крупицам. Работа была долгая, сложная и, вместе с тем, интересная. У родителей, если честно, были минуты отчаяния. Но, пройдя долгий путь, этот ребенок сейчас говорит. Это наша общая победа! Конечно не все трудности еще удалось преодолеть, но я думаю, что у него все будет хорошо. И я очень горжусь им!

Конечно, коррекция речевых нарушений - процесс не быстрый. И за то время, которое дети посещают занятия, каждый из них становится очень близким. И каждый раз радуешься их успехам, переживаешь, если что-то не получается.

Когда понимаешь, что проблема решена и что занятия можно прекратить, то я испытываю смешанные чувства: это конечно радость за ребенка, что его проблема решена и в тоже время мне грустно, что больше мы не увидимся. Хотя со многими своими "говорунами" и их родителями мы поддерживаем связь.

Для связи со специалистом используйте форму комментариев.
comments powered by HyperComments

Рекомендуемое