• 17-май-2016, 21:41

Жизнь кубимам: Наталья Аниканова о своем желании учить детей

Жизнь кубимам: Наталья Аниканова о своем желании учить детей

Наталья Аниканова — редактор Кубимамы, мама двух прекрасных мальчиков, а еще репетитор английского языка для деток, рассказала нашему журналу о том, что приносит ей удовольствие и когда начинать учить детей английскому языку.

- Наташа, когда вы поняли, что хотите учить не только своих детей, но и других?
- Интересный вопрос. Наверное, начать нужно с истории о себе.
Я училась не в обычной школе. Это была лингвистическая гимназия. Я была отличницей. Закончила с золотой медалью. Наверное, оттуда идет мой перфекционизм и основной принцип по жизни : «Делать хорошо и до конца, либо не делать никак».
Когда я была в 8 классе, то у меня были отличные отношения со многими преподавателями, и многие для меня были кумиром. Я помню, что учительнице по алгебре я говорила, что стану учителем математики. Учительнице по химии, что хочу преподавать химию. Они меня отговаривали:)
Но вплоть до конца 9 класса я говорила, что поступать буду куда угодно, только не в лингвистический университет. Не знаю почему. Наверное, потому что брат, старший на 5 лет и тоже медалист, учился там на переводческом факультете. А я всегда хотела быть немного лучше.
Еще на экзамен в 9 классе по английскому языку (тогда было еще не ЕГЭ) я шла с зазубренными темами. Я не понимала о чем говорю. Это было как стихотворение. Одно слово вылетело, и я поплыла. Сдала, конечно, на 5.
А вот в 10 классе к нам пришла другая учительница. Так положено, что старшие классы берет другой преподаватель.
Так вот, у нее был абсолютно иной подход к обучению. Мы практически не работали по учебнику. Помню приходили на урок, а на доске написана фраза на английском. И нужно максимально много на эту тему наболтать. Не важно что, но чтобы речь лилась. И вот тут-то я заговорила.
В последствии, когда задавали пересказы текстов на дом, я никогда не готовилась. Читала один раз и все. Приходила в класс и рассказывала. Я стала обожать английский. Нет, правда, я стала думать на нем.
Тогда я уже точно знала, что пойду учиться в ИНЯЗ (Лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова в Н.Новгороде).
Но я не хотела на преподавателя, я хотела на переводчика. Но судьба сложилась по-другому. Баллов не хватило, поэтому свободное место осталась на факультете французского языка, куда я и поступила.
Но это даже здорово, так как я изначально хотела хорошо выучить еще один язык кроме английского.
После университета я работала «с языком», но не по специальности: администратором в гостинице, гидом-переводчиком.
Потом попала на крупную фирму в отдел закупок и увлеклась логистикой.
Ушла в первый декрет. Закончила курсы по логистике. Параллельно получила второе высшее образование - юридическое. Почему именно его, это отдельная история (Все в жизни определяет случай).
После декрета (всего через год) вернулась на должность специалиста по закупкам, потом на старшего, ведущего, руководителя группы. Получила третье образование (магистерскую степень маркетолога). Ушла в другую крупную компанию зам.директором филиала по закупкам.
И вот перед вторым декретом из-за кризиса наш филиал решили закрыть, и я осталась без работы.
Когда малышу было 5 месяцев, я поняла, что надо что-то делать. Я всегда раньше себе говорила, что преподавать не пойду. Не мое это было, как мне казалось. Но финансовая ситуация помогла изменить решение.
Решила попробовать взять одного ученика. Понравилось, втянулась. Пошли еще предложения. И вот за 3 месяца у меня 11 человек. Все разные. К каждому свой подход.
Многие даже уговаривают выйти после декрета в школу.

- Ваши мальчишки не ревнуют к преподаванию другим детям?
- Этого вопроса никогда не возникало. Мне кажется ревнует больше муж. (улыбается)
Маленькому все интересно. Мама в соседней комнате, и это здорово. А старший (первоклашка) гордится, что мама детей учит. Некоторых он потом в школе видит в старших классах, здоровается с ними на переменах и говорит «Моя мама тебя учит английскому».
Он помог мне определить мою миссию, сказав как-то: «Мама, ты же людям помогаешь, когда детей английскому учишь».

- Исходя из вашего опыта, как вы думаете, когда отдавать ребенка учить английский язык? Могут ли английский язык выучить взрослые?
- Это риторический вопрос, как мне кажется. Никогда ничего не поздно. Было бы желание. Но, к сожалению, многим не дано. Я все больше убеждаюсь, что есть творческие люди, есть гуманитарии, а есть технари. И тут как не пытайся... «Рожденный ползать -летать не может».
Мое мнение, конечно, могут опровергнуть ваши читатели. И это здорово, что кто-то считает по-другому. Но я говорю, исходя из своего опыта общения с учениками и людьми, для кого английский не родной. А таких знакомых у меня очень много.
Вот, например, мой супруг. Он, как говориться, «с золотыми руками». Может сделать и отремонтировать всё. Английский пробовал учить и со мной и с моими коллегами, но не дано, так не дано. Базовый уровень, а дальше никак. Язык — это система. Для него нужна определенная логика.
А что касается возраста начала изучения для детей, то тут разные ситуации. Если ребенок изначально живет в билингвальной или полилингвальной среде, то он может параллельно изучать два и более языков.
Если же говорить о русских детях, для кого английский второй, то сначала нужно сформировать базовые знания по родному языку. Т.е. не просто научиться говорить на родном языке, но и понимать правила базовой грамматики.
Конечно, можно начать изучение и в 4-5 лет. Сейчас кто-то и раньше использует карточки Домана с английскими словами. Но если дома не создана языковая среда (как минимум два человека общаются между собой на иностранном языке), то это обучение будет ограничено знанием некоторых слов, базовых фраз. Строить новые будет очень сложно.
Во втором классе, когда ребенок знает, что такое подлежащее и сказуемое, разбирается в понятиях «Местоимение», «лицо» и «число», уже гораздо проще. Русский язык, конечно, отличается от европейских, но языковые понятия все равно совпадают.
Хотя, на мой взгляд, оптимальный возраст — окончание начальной школы, т. е. 4-5 класс.Т огда не только грамматическая база сформирована, но и живой интерес появляется.

- Есть ли особенности в обучении деток английскому? Взялись бы вы за ребенка полутора-двух лет?

- Особенности есть в любой профессии.
Когда я берусь заниматься с ребенком, я провожу первое тестовое занятие в присутствии родителей. Я формирую представление не только о языковой базе (если она имеется), но и смотрю на поведение родителя, ребенка. Задаю вопросы, как долго он может концентрироваться на разного рода деятельности, как он в среднем учится в школе, чем увлекается и т. п. Учитель — это обязательно психолог. Если не знать индивидуальных особенностей ребенка, то будет очень сложно. Если не подстраиваться под каждого, то, наверное, процентам 60 можно сразу отказывать. Это интересный и взаимовыгодный процесс для обеих сторон. Они учат язык, я учусь у них терпению. Последнее для меня - главное слово в работе педагога.
Основная цель моих занятий — не столько дать базу знаний по иностранному языку, сколько развить у ребенка мотивацию к его изучению, показать как это интересно и полезно в жизни.
Часто дети приходят вообще не понимая зачем. Родители хотят пятерок. А ребенок затюкан уроками, кучей кружков. В школе желание учить язык отбито напрочь.
А я рассказываю о себе, чего мне язык помог добиться, показываю интересные книги, делюсь историями иностранных друзей. И дети «просыпаются». Они ходят с желанием ко мне, и в школе ситуация меняется. Ведь когда интересно, тогда и проще все дается.
Что касается малышей двух-трех лет, здесь, как я говорила выше, можно работать только в игровой форме на формирование словарного запаса. Идеально бы в небольшой группе с музыкальным сопровождением, перерывами ни гимнастику. И лучше, если мама будет присутствовать. А еще лучше, если мама сама говорит на языке.
Пока я такие занятия не практикую. Но много о них наслышана. Здесь идет уже приближение к языковой среде, что наиболее эффективно.
С моим малышом, которому сейчас 10 месяцев, мы посещаем занятий по йоге для малышей. Там много англоговорящих мам, поэтому мы часто используем стихи и песенки на английском языке на занятиях. Это уже хорошее начало. Плюс дома я с ним говорю.
Со старшим сыном я начала заниматься только в этом году, когда он пошел в первый класс. Занятия провожу в минигруппе с соседским мальчиком-сверстником в игровой форме. Мы набираем лексическую базу, смотрим английские мультфильмы и выполняем по ним закрепляющие задания. Ко второму классу я планирую с ним начать читать.

- Вы ранее сказали, что детям в билингвальной среде гораздо проще изучать иностранный язык. А как вы сами думаете, дети-билингвы — это хорошо или плохо?
- Это замечательно! У меня много подруг уехали заграницу в Европу и Америку, вышли там замуж и родили детей. Все их малыш говорят на двух и более языках. И это здорово! Они не делают никакой разницы между русским, английским, французским, немецким. Но это языковая среда.
В нашей стране, если ребенок будет хорошо говорить на иностранном языке к 8 классу, это отличное достижение для него и для учителя. Но скорее здесь помогут индивидуальные занятия, а не только школьная программа.

- Может ли мама сама учить ребенка английскому? Или она всегда для него будет оставаться мамой, которой хочется пожалеть, поиграть с ребенком?
- Раньше я думала, что нет. Я уже говорила о своем «неудачном» опыте обучения супруга. Также я думала будет и со старшим сыном. Себе говорила, что лучше пусть другие его учат, а я подскажу. Я, наверное, больше боялась, что не хватит терпения у меня, а не у него. Но когда я поняла, что ему интересно, и он попросил сам, так как другие ребята знают, а он еще нет, то я с радостью согласилась.
Когда мы занимаемся дома, то урок можно всегда прервать, изменить вид деятельности. Я не ставлю оценок, но клею наклейки, пишу одобряющие слова.
Если же мама — школьный учитель у своего ребенка, то здесь сложнее. Мы все живем в обществе, и нам навязан так называемый комплекс «быть плохой мамой». Поэтому ты, как учитель, от своего ребенка всегда будешь требовать большего.
Это тяжелая ситуация, я бы не хотела в ней оказаться.

- У каждой мамы случаются моменты, когда опускаются руки, когда кажется, что всё идёт не так, что сил нет и вдохновения тоже. Что вы делаете в такие минуты? Что вам помогает и наполняет вас энергией?

- Я помню, когда я училась в школе, такие ситуации у меня возникали. Когда было много уроков, я брала бумагу и карандаши и начинала рисовать. Меня это успокаивало. И пусть потом вся ночь впереди за учебниками, но я могла часа два рисовать.
Сейчас, конечно, я не рисую. Но уже много лет я занимаюсь йогой. Раньше я медитировала. Сейчас сложнее, т. к. во время медитации я просто проваливаюсь в сон, а это не всегда уместно.
Я люблю подышать глубоко, умыться холодной водой, посмотреть в окно. Иногда я прочту что-то. Иногда прокричусь. Иногда и поплачу немного. Люблю полежать в ванной.
А иногда просто возьму мальчишек на руки (обоих или кого-то одного), уткнемся друг в друга и сидим. Мы обмениваемся энергией. Это самый лучший отдых!

- С чего начинается ваш день? Без чего для вас утро — не утро?
- Без зарядки. Да, именно, без нее. Со студенческих лет, когда я начала заниматься йогой, я каждое утро делаю какие-нибудь упражнения.
Раньше это был разработанный комплекс с элементами йоги и гантелями или обручем.
Сейчас это хотя бы 10 минут суставной гимнастики. Потом контрастный душ.
Если утром нет зарядки, я чувствую себя не уютно.
Поэтому я люблю засыпать и просыпаться дома, чтобы утром сделать все, как я люблю и привыкла.

- Что для вас отдых? И часто ли вам удаётся провести время так, чтобы отдохнуть?
- Отдых — полежать на плоской поверхности. Лучше если это пляж с песочком, а рядом море. Но иногда можно и на полу, и чтобы рядом никого...
Когда появился старший сын, мы стали каждый год ездить на Черное море. От нас это 1800 км. Целый год ждешь, чтобы летом уехать туда на 10-14 дней. Едем обязательно на машине. Это тоже отдельная часть путешествия и отдыха: делать остановки, фотографироваться, болтать по дороге.
Люблю, когда все спокойно вокруг. Дети играют рядом. Муж чем-то занят. Я читаю или пишу. Это тоже отдых. Главное — вся семья в сборе.

- Поделитесь, пожалуйста, рецептом любимого блюда, который с удовольствием едят все члены вашей семьи.

- Я не профессиональный кулинар. Готовлю стандартные блюда. Иногда бывают дни, когда очень хочется покашеварить, я ищу рецепты и экспериментирую.
С появлением мультиварки многое стало проще. Все очень любят тушеную картошку с куриными ножками в майонезе.
А еще с появлением младшего сына у нас теперь есть ежемесячная традиция в день его рождения. Я пеку шарлотку, точнее мы называем ее «Шарлатаном», так как вместо стандартных яблок там может быть все, что угодно.

- Какой вы видите себя через 10 лет? Себя, мужа, сыновей?
- Честно, это сложный вопрос. Я не привыкла загадывать. Я живу по принципу «здесь и сейчас».
Конечно, у нас у всех есть мечты, желания и ожидания в отношении наших детей. Но каждый выбирает свой путь. Мои родители никогда не заставляли меня учиться где-то и чему-то. Я выбирала сама, что было интересно. А мне всегда что-то интересно. Я привыкла, чтобы мозг работал и развивался. Декрет — замечательное время для этого. Старые знакомства. Новые люди. Новые дела.
Мы между собой говорим, что хотели бы, чтобы старший сын стал пилотом международных авиалиний. Высокий голубоглазый блондин в темном костюме с фуражкой. Младшего уже называем врачом: стоматологом или лазерным глазным хирургом. Он очень четкий уже сейчас.
Но мы не рожаем детей для себя или для кого-то, мы рожаем их для мира. Наша функция — помочь им вырасти настоящими людьми. Не важно, какая у них будет профессия. Пусть будет мир во всем мире, и доброта в их сердцах и поступках.
Муж тоже долго искал себя. И наконец-то, я это вижу и чувствую сейчас, он нашел ту работу, которая ему по душе, о которой он может говорить часами и куда идет с удовольствием.
Поэтому для нас с ним через 10 лет я пожелаю любви и взаимопонимания, уважения со стороны детей.

P.S. Спасибо за интервью и интересные вопросы. Это была мечта с детства дать интервью. Когда я смотрела подобные передачи, всегда представляла,а как бы я ответила на этот вопрос.

comments powered by HyperComments

Рекомендуемое